Красивый сад и огород

Любите ли вы цветы, так как любим их мы?

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

13.07.2022 в 23:44

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей ( Мф. 14, 1-12 ) и Марк ().

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля ). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся ().

Икона усекновение главы Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи (икона)

«Усекновение головы Иоанна Предтечи»  — икона 2-й половины XVI века из Средней Руси, изображающая сцену мученической смерти Иоанна Крестителя , которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову. Хранится в коллекции Национального музея «Киевская картинная галерея» в Киеве .

Входила в состав праздничного чина из Городца (другая икона из этого ряда «Тайная вечеря» также хранится в Национальном музее «Киевская картинная галерея»). Размер икон говорит о том, что они входили в состав большого иконостаса . Происхождение икон остается спорным. Икону приобрел в начале XX века на ярмарке в городе Городце на Волге коллекционер Илья Остроухов (1858—1929). Вероятно, раньше хранилась в соборе города Каргополя Олонецкой губернии (ныне Архангельская область ), именно поэтому ее начали называть каргопольским образом.

Наконец, в 1912 году , ее приобрела коллекционер Варвара Ханенко (1852—1922) вместе с иконой «Тайная вечеря» и до 1918 года хранилась в собрании Богдана и Варвары Ханенко в Киеве . В 1932 году попала в Национальный музей «Киевская картинная галерея» из Музея искусств Всеукраинской академии наук (ВУАН) в Киеве.

На иконе изображена сцена мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову. В центре композиции стоит Иоанн Предтеча, наклонившись над пещерой, в которой лежит на треугольном блюде его голова. В его позе сочетаются мотивы готовности к смерти и молитвенного противостояния. На лице Иоанна перед казнью показаны страдания и напряжение. Иконописец одновременно изображает момент, предшествующий отсечению головы и результат казни.

Смысловым центром является отсеченная голова Иоанна; его искусно прорисованное лицо выражает успокоенность и просветленность. Голова Иоанна, окруженная золотым нимбом , четко выделяется на черном фоне пещеры. У края пещеры изображено тонкое деревце с топором у основания — символом недолговечности земного бытия, участи нераскаявшихся грешников, которые будут подобно бесплодному дереву, срублены и брошены в огонь.

Интерпретация традиционного пейзажного фона в виде гор, поднимающихся выступами, и здания с двумя колоннами и узким входом отвечает образному построению иконы.

    Усекновение главы Иоанна Предтечи правмир. Описание службы усекновения главы Иоанна Предтечи

    Месяца августа в 29-й день

    Усекновение главы святаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

    На малей вечерни,

    на Г осподи воззвах , стихиры на 4: Глас 1:

    Подобен: Н ебесных чинов:

    П редтечу Иоанна и Крестителя Христова, приидите согласно вси вернии, достойно почтим прилежно: пророк бо сый пророчествует будущая, яко служитель и таинник боголепен неизреченных чудес Христовых.

    И род безумный отсекает твою главу нещадно, обличающу сего прескверный нрав: Христос же тя, треблаженне, яко Крестителя, главу содевает Церкви, всех Содетель Господь, и всех Избавитель.

    Н а блюде принести твою главу Ирод беззаконный скверней Иродиаде, отсек со дерзновением, повелевает, всеблаженне, о чудо страшное, и преславно слышание! Но Христова Церковь радостно празднует твое страдание.

    Слава, глас 8:

    П редтече Спасов, аще и убийством разреши Ирод тя истины проповедника: но уст твоих светолучная свеща, и сущым во аде веры сияние, призывающи светяше. Темже моли помиловатися душам нашым.

    И ныне:

    В ладычице приими:

    Прокимен дне.

    На стиховне стихиры, глас 2:

    Подобен: Доме Евфрафов:

    Б олий в рожденных женами явился еси, блаженне, яко Владыку всех крестив Иоанне, пророче, проповедниче и Предтече.

    Стих: Ч естна пред Господем смерть преподобных Его.

    Е гда Иродиа, пиянством и блудом одержима виде беззаконнаго Ирода, ко убийству сего привлече.

    Стих: В память вечную будет праведник.

    П амять священную Божественнаго Иоанна и Крестителя, любовию совершаем, поюще Троицу Пребожественную.

    Слава, и ныне.

    Подобен: тойже.

    Е дина христиан Упование, и Предстательнице Чистая, с Предотечею моли Сына Твоего о Твоих рабех.

    Тропарь, глас 2:

    П амять праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущым во аде Бога Явльшагося плотию. Вземлющаго грех м i ра, и подающаго нам велию милость.

    Слава, и ныне, Богородичен:

    В ся паче смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси Неложна, Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим.

    На велицей вечерни

    Стихологисуем Б лажен муж: первый антифон.

    На Г осподи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры самогласны, глас 6-й.

    Иоанна монаха:

    Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

    П ляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О, пира, исполнена кровей! Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

    Н е подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити. Не подобаше ти того всечестную главу  пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне. О, како дерзнул еси таково убийство совершити! Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию? Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

    П аки Иродиа бесится, паки смущается. О, плясания льстивна и пира с лестию! Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

    Слава, глас тойже:

    Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

    И ныне, Богородичен:

    К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево; кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества; безлетно бо от Отца Возсиявый Сын Единородный, Тойже от Тебе, Чистыя, пройде, неизреченно воплощся: естеством Бог сый, и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу Разделяемый, но во Двою Естеству неслитно Познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим.

    Вход, прокимен дне и чтения три.

    Усекновение главы Иоанна Предтечи храм. Описание

    Усекновение главы Иоанна Предтечи. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

    Гравюра «Церковь Iоанна Предтечи въ селе Дьякове близъ села Коломенскаго». Л.А. Серяков, 1877 г.

    Живописно расположенный  на берегу Москвы-реки храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково издавна привлекал к себе художников, а с конца XIX века и фотографов. Предлагаем вашему вниманию гравюру Л.А. Серякова с фотографии Настюкова, рисунок И. Агапи.

    Источник: Всемирная иллюстрация: еженедельный иллюстрированный художественно-литературный журнал. – Санкт-Петербург, 1869-1898.

    Внешний вид

    Храм столпообразный. Его высота 32 м. Состоит из 5-и восьмигранных башен с шлемовидными куполами, имеющих отдельные входы  и алтари и соединенных общей галереей. Меньшие башни имеют высоту 18 м. Боковых галерей, возможно первоначально не было: храм представлял собой 5 отдельных башен, каждая на своём фундаменте(источник?). Боковые башни украшены 3-мя рядами треугольных кокошников. Вверху восьмерика центральной башни – ряды полукруглых и треугольных кокошников.

    храм Усекновения на рисунке Джиакомо Кваренги (фрагмент)

    На гравюре Кваренги имеет шатровое завершение. Это загадка.

    Храм построен из красного кирпича и в XIX в. он так и выглядел – не был побелен, либо был расписан “под кирпич”. В лопатках центрального восьмерика снаружи располагались иконы. В частности на южной стороне – Никола Зарайский. Всё это можно увидеть на картине художника Маковского.

    В XIX в. у  храма была паперть со стороны фасада во всю его ширину.

    Звонница

    На западном фасаде между двумя столпами приделов располагается многопролетная звонница, имеющая более позднее происхождение.

    Интерьер

    В центальном объёме храма 3 ряда голосников – вделанных в стены глиняных кувшинов, служащих для улучшения акустики (которая в храме прекрасная), а также для облегчения кладки(?). В боковых башнях по одному ряду голосников. Снаружи храма в поясе кокошников над восьмериком центрального столпа также есть голосники.

    По фотографиям XIX в. ,  храм внутри не был расписан. Стены были покрашены в один тон с тонким кантом обрамляющим отдельные плоскости. В большой нише слева от входа в центральный объем была фреска “Глава Предтечи на блюде” размером во всю нишу. В настоящий момент в этой нише собраны иконы, посвященные новомученикам Русской церкви.

    В куполах некоторых боковых башен был изображен так называемый солярный (солнечный) знак – символ схождения Святого духа на Апостолов. Подобный знак можно увидеть в одном из пределов храма Покрова на Рву (на Красной площади). (?ссылка на буклет и фото)

    Порталы в боковых галереях расписаны.

    Иконостас высотой 10 м.(?)трапецевидной формы, как он и был исторически. Солея была тоже не прямая как сейчас, а трапецевидная.

    В интерьере обнаруживается некоторая ассиметрия. В частности, …

      Внешнее сходство с храмом Покрова на Рву  (Василия Блаженного на Красной Площади).

     

    Реставрация П.Д.Барановского

    Проводилась в начале XX в. с внесением в облик храма существенных изменений ради приближения его к первоначальному виду XVI в. Была снесена паперть, сужены боковые галереи, которые раньше выдавались за границу башен, а теперь вровень с ней. Сужены окна (?).

    Обретение главы Иоанна Предтечи. Историческое содержание

    После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк.8:3 ), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

    В дни равноапостольного царя Константина Великого († 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как Второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

    О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

    Дни памяти Иоанна Предтечи. 20 января - день памяти Иоанна Крестителя

    Приблизительное время чтения: 6 мин.

    Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.

    Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец — Захария — был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы — матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.

    История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Однако Захария смутился от такого видения и обетования архангела Гавриила. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.

    Дни памяти Иоанна Предтечи. 20 января - день памяти Иоанна Крестителя

    Проповедь на усекновение главы Иоанна Предтечи. О отсечении главы. Усекновение главы Иоанна Предтечи

    Сегодня Церковь молитвенно вспоминает завершение славного земного пути Крестителя Господня Иоанна. Он был убит не прямо за проповедь грядущего Спасителя, а по-видимому из-за того, что отвлекся от своего главного дела. Связался с Иродом, вмешался в его личную жизнь: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». И все-таки, по свидетельству Церкви, он пострадал именно «за истину». Потому что если Господь наш есть совершенная истина, то – истина и все то, что Он в Своем единосущии со Отцем и Святым Духом от века возвещал через пророков. А среди прочего было сказано: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» ( Лев.18:6 ). Сказано также: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ).

    Вот и Ирод предстает перед нами в общем неплохим человеком, и даже любителем истины. Он хотя и заключил Иоанна в темницу, но знал, «что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Но хотя и слушал его, и во многом поступал по его словам, но не разорвал преступного брака, и тем самым сделал бессмысленным все остальное. И грех как своего раба потащил его, куда он сам не хотел. И теперь даже видимая добродетель стала ему сетью: желая быть верным своему слову, он стал пророкоубийцей.

    Так, пренебрежение одной единственной заповедью ведет к погибели. А когда мы видим в духовно обезглавленном человеке всего одну, и притом ярко выраженную добродетель, это выглядит еще страшнее. Перед нами – дочь Иродиады, ярчайший пример послушания. Своей пляской она так угодила всем, что Ирод обещает ей даже до полцарства. Но от успеха у нее не закружилась голова. Услышав обещание Ирода, она сразу «вышла и спросила у матери своей: чего просить»? И не ужаснулась просить, по послушанию, «головы Иоанна Крестителя»!

    И не случайно зло старается поразить именно главу: потому что главная мечта диавола поразить Главу мира, Главу церкви, отсечь от нас Господа Иисуса Христа, чтобы без Него и все добродетели наши превратились в пороки. И не случайно Господь попустил Своему Предтече умереть именно такой смертью, как и впоследствии попускал именно такую смерть многим Своим свидетелям. Чтобы все остальные, видя, что происходит с телом, лишенным главы, обратились бы на себя, и поняли бы, что происходит с душой, потерявшей истину.